То, что
работа с агрегаторами — это риски для Вашего бизнеса — сейчас очевидно. Это видно и на примере рынка такси, где агрегаторы забирают себе значительную часть маржи, и на самом рынке доставки еды, где Delivery Club начал открытие собственных кухонь, все глубже проникая в бизнес. Так что желание сохранить независимость остается у многих рестораторов.
Важную роль в этой борьбе играет автоматизация бизнеса, т.к. она позволяет
сократить издержки и повысить управляемость процессов. Причем, надо говорить не просто об автоматизации, речь идет о цифровой трансформации бизнеса, превращении его из общественного питания в FoodTech.
Наша компания уже более 5 лет работает на рынке FoodTech, обслуживая несколько сетей пиццерий, службы доставки еды из ресторанов, доставку роллов и суши. Мы работаем с клиентами из этой отрасли по трем направлениям:
- Web-разработка
- Performance-маркетинг
- SEO и поисковый маркетинг
Расскажу о том, как мы себе представляем цифровизацию Food Tech на основе нашего опыта.
Что такое цифровая трансформация и когда она нужна доставке еды Цифровая трансформация — это возможность экономии на издержках и мощный ресурс для кратного масштабирования Вашего бизнеса.
Сейчас любой FoodTech-бизнес крупнее киоска с шаурмой уже имеет определенные средства автоматизации — систему управления производством (IIKO, R-keeper и аналогичные), систему лояльности клиентов, 1С-решения для бухгалтерии и т.д. Для небольшого бизнеса с 1-5 точками использование стандартного ПО — это неизбежность, т.к средств и сил на разработку своих решений нет. Но, обычно, данное ПО закрывает все базовые потребности бизнеса и его можно дорабатывать под себя.
Потребность в цифровой трансформации возникает когда:
- Вы хотите расти (запускаете свою франшизу, открываете собственные точки в других городах и т.д.)
- Ваш бизнес становится географически распределенным
- Вы хотите контролировать ключевые показатели бизнеса в режиме онлайн
- Вы хотите иметь службу доставки и программу клиентской лояльности независимую от крупных агрегаторов и адаптированную под Ваш бизнес
Что нужно для цифровой трансформации доставки еды
Каждый бизнес имеет свою специфику, свой уникальный стиль и свои бизнес-процессы и поэтому,
цифровая трансформация всегда требует уникальных решений или, как минимум, серьезной адаптации и доработки готовых программных решений под нужды бизнеса. Значит, если Вы хотите расти и цифровизироваться — Вам понадобится бюджет, на порядок (или 2 порядка) больший, чем текущие затраты бизнеса на ПО и автоматизацию.
Помимо денег
бизнесу для цифровой трансформации нужны мозги и воля: - Сильный управленец (владелец проекта), который будет руководить процессом цифровой трансформации (возможно, собственник бизнеса либо топ-менеджер, облеченный полномочиями лично собственниками)
- Компетентные сотрудники, понимающие каких целей они должны достичь и знакомые с digital-инструментами
- Подрядчики, имеющие опыт подобных внедрений.
Что еще показывает наш опыт:
- Цифровая трансформация службы доставки — это не просто сделать новый сайт и связать его с IIKO или R-keeper, это перестройка процессов в организации
- Лучше двигаться от известного к новому — не пытаемся перестроить все сразу и целиком — сперва автоматизируем то, что уже работает и лишь постепенно внедряем новый функционал.
- "Нужно есть слона по частям" — детализация проекта и его разбивка на максимально небольшие блоки, доступные для внедрения и несущие конкретную пользу, внедрение SCRUM — это истории, облегчающие процесс трансформации.
- Информационная прозрачность процесса цифровизации для всех участников проекта — облегчает его внедрение.
Преимущества для бизнеса Цифровая трансформация службы доставки позволяет решить следующие бизнес-задачи:
В менеджменте: - повышение управляемости системой, уменьшение проблемы «человеческого фактора»
- упрощение функциональных обязанностей менеджмента в ресторанах — становится меньше задач по планированию нагрузки кухни, контролю курьеров, взаимодействию с операторами — как следствие:
- снижение требований к уровню подготовки менеджеровболее быстрое обучение менеджеров (что важно для региональной франшизы и любой распределенной сети)возможность масштабирования бизнеса без потери управляемости
- Контроль ключевых показателей бизнеса в режиме online
В экономике: - экономия на ФОТ операторов и привлечении аутсорс-операторов в период пиковых нагрузок
- экономия на сервисах и лицензиях ПО за счета перехода к своему ПО
- экономия на бухгалтерском обслуживании и учете за счет автоматизации процессов
- снижение потерь от ошибочных заказов, недовозов и пересорта
В маркетинге: - Создание своей экосистемы для клиента — больше возможностей для удержания клиента, повторных продаж и увеличения LTV клиента
- Больше возможностей для повышения качества сервиса — получение обратной связи от клиентов и реагирование на нее в режиме Online
- Больше возможностей для персонализированного подхода к каждому клиенту и адресного воздействия
- Более точное планирование и бюджетирование маркетинговой активности за счет внедрения системы сквозной аналитики и дашбордов
Что можно цифровизировать Из опыта наших внедрений возможен следующий направления цифровой трансформации:
- разработка сайта и мобильного приложения
- взаимодействие сайта и мобильного приложения с производственной базой в режиме online
- автоматизация расчета стоимости заказа
- автоматизация расчета сроков доставки с учетом нагрузки в конкретном ресторане
- учет на сайте и в приложении блюд, недоступных для заказа в конкретной точке в режиме онлайн (учет стоп-листов)
- автоматическая обработка заказа без участия операторов колл-центра
- автоматическая балансировка нагрузки на кухню в конкретном ресторане — перенос сроков доставки, возможность закрытия доставки в точке на какой-то период и т.д.
- автоматическое применение промокодов и скидок из IIKO (или другой аналогичной системы) на внешних витринах (на сайте, в мобильном приложении и т.д.)
- внедрение личного кабинета клиента
- внедрение дополнений к бонусной программе, расширение бонусной программы своими механиками
- внедрение личного кабинета управляющего рестораном/франчайзи с отображением всех показателей ресторана в режиме online
- внедрение личного кабинета оператора
- внедрение личного кабинета курьера
- автоматизация расчета маршрутных листов и расчетов с курьерами
- разработка системы работы с претензиями (аналог CRM-системы), интегрированной с сайтом, личным кабинетом управляющего и личным кабинетом пользователя
- Внедрение чат-ботов для заказа пользователями в telegram
- Разработка базы знаний компании
- Внедрение чат-ботов для информирования сотрудников внутри компании
- Внедрение сквозной аналитики заказов в привязке к рекламным каналам
- Внедрение системы сводных показателей (дашбордов) по маркетинговой активности и экономике компании в разрезе регионов, ресторанов, маркетинговых компаний, ассортимента и т.